feruza: (Default)
feruza ([personal profile] feruza) wrote2011-02-15 12:16 am

Из комментов

"Именно потому, что в третьем классе в первый раз прочитали Войну и мир, в пятом захотелось прочитать еще... Убеждена - школьная программа по литературе составлена совершенно не сообразуясь с возрастом детей, когда именно конкретное произведение может произвести сильное впечатление."
Это мне такой коммент пришел.


Я вдруг вот что подумала. Вот Джойс. Или Пруст. Или Гессе.
Может быть, если ты в 10 лет не прочитал "Войну и мир", тебе поэтому и трудно потом читать Гессе и прочее сложное?
А если ты в 10 лет Линдгрен читаешь, то в 30 будешь читать... что?:)

[identity profile] ex-bonita-t.livejournal.com 2011-02-15 08:32 am (UTC)(link)
Думаю, что когда в восемь лет читала "накануне" Тургенева, то ничего там вообще не поняла. и "Войну и мир" возненавидела потому что впервые прочитала в 12. Зато теперь я "могу себе позволить" читать любые детские книги (в том числе и Ваши, Дина) и просто кайфовать от них. И наслаждаться Астрид Лидгрен, Нестлингер, Парр, Старком, Боден, Ибботсон гораздо больше, проще и незамутненнее, чем когда мне было 10 лет))) Тем более что доброй половины этих книг, когда я была маленькая, просто не было.

[identity profile] karambolika.livejournal.com 2011-02-15 08:57 am (UTC)(link)
Я в 10 лет читала запоем очень разные книги: и научпоп, и русскую классику, и фантастику (всю, какую можно было достать) и сказки, и Дюма. Мальчики мои читают совсем иначе.
Мне кажется, у каждого свой путь в восприятии литературы, и тут главное - собственно приохотить к чтению и обеспечить, чтобы хорошие книги были в доступе. Ну и читать регулярно вместе, само собой, пока не начнет получать удовольствие от самостоятельного чтения :)

[identity profile] anela-77.livejournal.com 2011-02-15 09:18 am (UTC)(link)
Моя учительница по литературе говорила, что каждый раз читая вместе с нами (старшеклассниками) Толстого, находит для себя что-то новое. Что в юности Толстой казался ей хорошим писателем, позже - талантливым, а теперь (на тот момент ей было 40) она считает его гением.
У каждого возраста свои пристрастия и понимание прочитанного.
Читать "Войну и мир" в 10 лет от скуки - это совсем другое, чем читать её в 30 с пониманием ситуации, интриги, для себя, а не просто чтобы убить время. А кто-то может открыть для себя Толстого только к семидесяти :)

Вспомнила: была у нас в классе девочка, которая принципиально читала ТОЛСТЫЕ книги. Просто чтобы сказать, что "а вот я читала..." О чём очередная толстая книга, чем привлекла, девочка рассказать не могла.

[identity profile] annouchka.livejournal.com 2011-02-15 09:42 am (UTC)(link)
вот да, когда я в 13 читала Анну Каренину, это определенно был совсем другой роман, не тот, что сейчас стоит у меня на полке :)

[identity profile] okksa.livejournal.com 2011-02-15 09:53 am (UTC)(link)
Я в школе совсем не могла прочитать Что делать?, а потом читала с удовольствием, Толстого читала после школы, вот Чехова в школе, а сейчас читаю детские с большим удовольствием и оказывается многое в детстве прошло мимо меня! Мне кажется интересно читать про сверстников и про людей немного старше тебя, когда взрослеешь! А так как психологический возраст не всегда совпадает с паспортным...
И еще мне кажется груз "Войны и мира" для некоторых 10-х может оказаться непосильным, главное чтоб это был выбор самого ребенка... И согласна, что главное - чтобы хорошие книги были доступны!

[identity profile] lyrene.livejournal.com 2011-02-15 10:32 am (UTC)(link)
В 10 лет Лингдгрен, в 30 - Лукьяненко. :-)

[identity profile] natusha-st.livejournal.com 2011-02-15 01:56 pm (UTC)(link)
По-моему, не страшно прочитать "Войну и Мир" в 10 лет или того же Гессе. Даже если поймешь не так, как считают правильным взрослые, будет возможность потом перечитать и понять на другом уровне. А вот для того же Ремарка, я сейчас, увы, старовата, не успела бы - поезд бы уже ушел.

[identity profile] pussy-ca-at.livejournal.com 2011-02-15 03:48 pm (UTC)(link)
я прочитала Войну и мир по собственной инициативе как раз где-то в 5 классе. Более не перечитывала. Теперь во взрослом возрасте 90% читаемых книг - фентези и фантастика, ну и просто фигня всякая ;)

[identity profile] piccolofiume.livejournal.com 2011-02-15 04:53 pm (UTC)(link)
Так интересно, что не удержусь и спрошу, не обижайтесь: Вы на какой части ВиМ поняли, что возненавидели книгу, читая в 12 лет? Мне механизм непонятен. Если сразу неприязнь началась, то зачем до ненависти дочитываться?

Я не о том, что ВиМ надо обязательно в 3 классе прочесть, чтобы полюбить, скорее о том, что "сердцу не прикажешь" - зацепило про войну почитать, пролистывая остальное, над душой цербер не стоял, нудя, что читать надо ВСЮ книгу - и любовь сложилась. А понимание... Уверены ли Вы, что в 70 будете утверждать, что все в ВиМе поняли?

Конечно, у людей есть свои предпочтения книг, но есть и некоторые возрастные закономерности, которые, к сожалению, грубо нарушаются составителями школьной программы по литературе. По этой причине часто вызывая неприятие какого-либо произведения школьниками. И тогда и в 30, и в 40 лет может не возникнуть желание перечитать то, что в юном возрасте показалось "занудством обыкновенным". Ну и жаль, конечно, потому что, на мой взгляд, главным критерием гениальности книги является ее неодноразовость. И Линдгрен или Лагерлеф не менее гениальны, чем Толстой с Чеховым.

[identity profile] feruza.livejournal.com 2011-02-15 05:35 pm (UTC)(link)
"Так интересно, что не удержусь и спрошу, не обижайтесь: Вы на какой части ВиМ поняли, что возненавидели книгу, читая в 12 лет? Мне механизм непонятен. Если сразу неприязнь началась, то зачем до ненависти дочитываться?"

Простите, этот вопрос ко мне?

[identity profile] piccolofiume.livejournal.com 2011-02-15 06:40 pm (UTC)(link)
Нет, это вопрос не к Вам, к bonito_tibus, ее комментарий в начале второй страницы. Извините, что ввела в заблуждение, не обратившись непосредственно к адресату. Это от неопытности оформления общения в ЖЖ.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_neznakomka_/ 2011-02-15 05:35 pm (UTC)(link)
Я с огромным удовольствием прочитала "Войну и мир" в 4-5 классе. Рада, что первый раз сделала это тогда, и считаю, что для нормального восприятия все книги надо читать раньше (на 3 года, на полгода, на месяц - это уже неважно), чем их "проходят" в школе. Конечно, с течением времени (думаю, что возраст важен не сам по себе, а как усредненная характеристика жизненного опыта) оценки персонажей и текста могут измениться. Так, неизменных вещей в этом мире вообще очень мало.

[identity profile] m-baggins.livejournal.com 2011-02-23 09:57 pm (UTC)(link)
забавно) отвечала, не читая все комментарии, и вдруг открылась страница с вашим ответом, очень похожим на мой. Согласна мнением про оценки.

[identity profile] prosto-krys.livejournal.com 2011-02-15 09:50 pm (UTC)(link)
Я в 10 - сказки, после 30 - "Войну и мир", и то плохо идет...

[identity profile] tinvald.livejournal.com 2011-02-16 03:09 pm (UTC)(link)
а если в 15 читается Гессе, а в 20 - Линдгрен, а "Война и мир" - самая ненавистная книга?

[identity profile] sobachka-sonya.livejournal.com 2011-02-16 09:25 pm (UTC)(link)
А если ты в 10 лет Линдгрен читаешь, то в 30 будешь читать... что?:)

ну Линдгрен и будешь )) и Амоса Тутуолу ))

[identity profile] m-baggins.livejournal.com 2011-02-23 09:51 pm (UTC)(link)
С удовольствием прочитала (проглотила) Войну и мир где-то за год-два до программного чтения, понравилось. И совершенно возненавидела потом, после изучения в школе. Даже знаю почему.

[identity profile] satcula.livejournal.com 2011-03-19 03:24 pm (UTC)(link)
В идеале человек должен годам к 20 уметь воспринимать текст любого уровня сложности. Для меня только такой читатель хорош, который не зевает от Пруста и не отказывается от Линдгрен.

Page 2 of 2